Эльбрус: Воспоминания одного из трех

День 8: На постоянной высоте

Новый день весь будет посвящен походу в места аренды снаряжения и попыткам привести полученные накануне теоретические знания в форму эмпирического изыскания в условиях восхождения. Иными словами, мы выполняем квест: «узнать как зайти на зимний Эльбрус и спуститься живыми». Первым делом удалось связаться с гидом, тем самым, с которым общались еще при подготовке, он уже приехал в Терскол и тренируется, договорились о встрече вечером. Еще не стало понятно, нужен ли нам гид вообще, а если нужен, то хватит ли на него денег (повторюсь, сумма сопровождения обозначена примерно в 25.000), потому что их в обрез у всех, даже при нашем умеренном образе жизни. Кадры из дома:

Elbrus14-497

Elbrus14-496

Elbrus14-498

После завтрака в «Релаксе», мы пошли в начало поселка, вдоль единственной дороги до самого поворота на поляну Чегет. Погода плохая — весь день облака сидят над головой без просвета, не видно даже хребтов ближних гор.

Мы знали о двух специализированных альпинистских прокатах в округе. Сперва посетили «7 вершин». Нас встретил коренастый мужчина «в теме», всё в нем говорило об этом. Посетителей не было и порядка часа мы проговорили. Тот мужчина заслуживает большой благодарности, так как весьма помог нам своими опытными советами на счет организации восхождения, сформировал понимание набора снаряжения. После беседы с ним стало ясно, что моя «самая теплая сноубордическая куртка» и в подмётки не годится для восхождения, не говоря уже о ботинках. Нужны пластиковые, специально созданные для пребывания в сильных морозах. Они бывают зимними и летними, соответственно более и менее утепленными и даже в эту нетипичную зиму в летних лучше не соваться наверх. Кстати, в магазине были выставлены на продажу Б\У зимние ботинки.. Стоили они около 50.000 рублей. В аренду был только летний пластик за 300р в сутки. Столько же мы платим в сутки за жильё.

Общительный консультант рассказал нам про темп восхождения на Эверест, точнее показал: он делал один твердый шаг раз в несколько секунд, преподнося это как крайне активный темп. Вдумайтесь, один шаг, потом несколько секунд дыхания и снова один шаг. На столько сложно там, в слабо обогащенном кислородом высокогорье. Последняя интересная вещь, услышанная от него звучит дословно так: «Зимний Эльбрус — как летний Эверест». Довольно серьезные слова, объяснимые тяжелыми для организма человека условиями и климатическими особенностями региона в зимний период. Еще он был довольно удивлен трём профанам, желающим совершить своё первое восхождение в жизни именно на Эльбрус, именно зимой. Впрочем, практически все этому несколько удивлялись, если не сказать сомневались в нашем здравомыслии. Их не трудно понять.

Elbrus14-500

Вторым местом стал прокат «Культур-мультур». Заправляет им бойкий мужчина зрелого возраста, его помощник — кавказец, во внешности и поведении которого видятся художественные образы писателей золотого века. Мы вновь задали свои вопросы, услышали несколько другие ответы, как и всегда, но видение ситуации от этого только расширялось. Лучше узнать о всех вероятностях во время планирования, чем попасть в одну из неприятных наверху.

Elbrus14-501

Если сравнивать два упомянутых места, то «7 вершин» — это более цивильное и даже пафосное место, хотя к нам, дилетантам, замахнувшимся на непростое восхождение, отнеслись с достоинством. Рассчитан клуб и магазин «7 Summits» на состоятельных людей или на матерых горных волков, не нуждающихся особо в подсказках и желающих взять серьезное, новое и качественное оборудование за приличные деньги. «Культур-мультур» же более демократичен, как внешним своим видом, так и видавшем виды, но исправным снаряжение; он как-то ближе к народу своей атмосферой и обстановкой. В нём я чувствовал себя уютнее: цементные полы, вид мастерской, аскетичная мебель и непритязательная простота во всем при тусклом освещении были мне несколько ближе, чем чистый светлый кафель и строго ровно развешанное оборудование на пристенках, залитых естественным светом через панорамные окна. Скорее всего, люди обращаются к тому или иному месту больше из-за их и собственного статуса, нежели кардинальных различий в оборудовании и снаряжении, представленных для проката

Облачный Терскол:

Местные объявления:

Вечером мы встретились с нашем гидом. Облаченный в черное и обтягивающее, с необычными электронными аксессуарами, он был похож на бойца морской пехоты в гидрокостюме. Мы передали ему пятикилограммовый пакет спортивной смеси, он предложил идти завтра на тренировку и акклиматизацию к скалам Пастухова. Погода, судя по прогнозу, даст окно в течение недели, так что восхождение будет осуществимым. Условились встретиться у нашего дома утром. После встречи мы вернулись в «Культур-Мультур» и арендовали необходимый минимум снаряжения. Стало ясно, что денег у нас в обрез и об услугах гида нам лучше даже не задумываться. Тем не менее, завтрашний совместный выход перекрывает привезенную смесь, а потом ещё подумаем.

Вечером ужинаем в «Релаксе», засматриваясь на горящий камин.

Дела не очень: по прогнозу неделя плохой погоды впереди; завтра в районе «Приюта 11» переменная облачность со второй половины дня, ветер порядка 30-40 метров в секунду, по ощущениям -31С, а на вершине все 40-55 метров в секунду, -45С по ощущениям, плюс на всех высотах переменные осадки. Мы знаем, что прогнозы день ото дня, час от часа меняются, поэтому приняли их на веру, но приготовились к сюрпризам.

Табличка на доме, где мы жили. В сети есть даже интервью с этим ветераном.

Волшебный стул и специальные пластиковые ботинки для альпинизма: