Эльбрус: Воспоминания одного из трех

День 7: Эльбрус на вкус

Девять утра. Выглядывая в окошко с видом на Эльбрус, вижу, что погода стоит ясная и солнечная. Сегодня нужно сходить на скалы Пастухова в качестве разведки и акклиматизации, затем спуститься в Терскол для суточного отдыха.

Elbrus14-392

Казалось бы, чего стоит позавтракать, одеться и выйти? Но это заняло не меньше часа.

Elbrus14-393

Парочка тоже вышла на акклиматизацию, но отправилась своим путем, параллельно основному. Зная о случаях падений в трещины в нескольких сотнях метров от «Бочек», было страшновато за них, ведь они явно не были опытными альпинистами. У Артёма были свои кошки, он их нацепил, мы с Олегом шли в обычных зимних ботинках. Общаясь на тему вчерашнего восхождения, я стал догадываться о причинах болей в груди и замерзания — неправильное дыхание. Я интенсивно дышал ртом, что вообще не рекомендуется делать в холодное время, в результате получил нечто вроде локального переохлаждения. Легкие не оценили такого подхода. Такие шуточки могут закончится воспалением. Теперь я четко следил за ритмом дыхания, выступающего залогом выносливости. Вдох исключительно через нос — это гарант достаточного нагревания воздуха на пути к легким.

Мы шли широкой дорогой, шаг в шаг, не отрываясь друг от друга, стараясь найти общий темп. Увы, я снова отметил факт собственного отставания от группы. Что-то я делал не так или форма моя была совсем плачевна. Часа через полтора пути, мы добрались до «Приюта 11», последней обитаемой точки Эльбруса. Высота 4200. Справа на скалах расположен законсервированный лагерь МЧС, слева несколько построек приюта. Туда причалил ратрак, засуетились люди. Мы приблизились. Незнакомые пригласили нас зайти в помещение, напоминающее кухню, а по сути утепленную летнюю веранду.

Elbrus14-417

Elbrus14-395

Elbrus14-397

Elbrus14-399

Elbrus14-396

В приюте собиралась к отъезду группа, которая вчера была свидетелем катастрофы двух альпинистов и мы жадно расспрашивали каждого о состоянии маршрута, обилии льда, необходимости брать с собой то или иное снаряжение. Поскольку достоверная информация начала поступать нам только от дядьки с «Бочек» накануне, мы стали сравнивать советы и мнения, услышанные в «Приюте 11». С сожалением отметили, что, как всегда, мнения людей крайне разнятся. Даже описание вчерашнего происшествия довольно различалось у нескольких рассказчиков. То же происходило и с советами по снаряжению и прохождению маршрута. В результате мы разговорились с дюжим мужчиной в пуховке, он тоже занимался сборами, но уделил нам время. Общение с ним стало настоящей находкой для понимания организации восхождения. Он провел нам короткий практический курс по самозадержанию на ледорубе при срыве, по технике хождения в кошках и прочим азам альпинизма с сопутствующими правилами.

Elbrus14-400

Elbrus14-403

Не знаю, как Вас зовут, но спасибо Вам большое, человек из оранжевой палатки на «Приюте 11», собиравшийся домой утром 10 января 2014 года!

Elbrus14-406

Ребята отрабатывали самозадержание, падая на склон и врубаясь ледорубом, а я снимал их. Моя очередь наступила последней, я решил создать максимально реалистичные условия падения, поэтому прыгнул далеко вперед и несколькими метрами ниже приземлился полубоком не на рыхлый снежок, как предполагал, а обледеневший склон. Ледоруб надежно остановил меня, но я здорово отбил бедро и локоть. Хорошо, что я был достаточно расслаблен при падении, ожидая снега, иначе последствия могли бы быть серьезнее. Олег очень удивился в момент моего прыжка, понимая какое приземление меня ждет. Немого попадав еще, уже без лишнего размаха, я понял что и как делать. Конечно, за две минуты не отработаешь этот жизненно важный навык до автоматизма, но воспользоваться им уже есть шансы. Мы вынесли три простых правила из экспресс-обучения:

1) при падении и соскальзывании, постараться сразу же перехватить ледоруб второй рукой сверху, и направить всю тяжесть тела на вонзание короткого острого конца в лед;

2) если после падения оказываешься на спине — не выставлять ноги на склон: шипы кошек резко зацепятся за лед и тебя выкинет головой вперед, что сильно уменьшит шансы на счастливую старость;

3) у тебя есть примерно 3 секунды, чтобы налечь телом на ледоруб, а если не успеешь, то тело в скольжении набирает такую скорость, что приём самозадержания не сможет погасить её и ледоруб просто вырвет из рук.

Важно понимать, что это моё понимание услышанного. Но замечу, что всё написанное позже подтверждалось более опытными альпинистами при расспросах. Еще пара важных моментов, вытекающих из этих правил: во-первых, при движении по крутому склону вне зависимости от покрова, на ногах обязательно должны быть кошки и, во-вторых, при пересечении больших участков льда или при вероятности срыва на лед, идти безопаснее не с палками, а с ледорубом, фиксируясь каждый шаг с помощью него. Это сложнее, медленнее и безопаснее. Как мы выяснили, двое сдутых накануне ветром на склон альпинистов заходили в седловину между вершинами с палками в руках, а не с ледорубами, чем лишили себя шансов зацепиться за склон до получения травм после срыва. Об этих беднягах позже стало известно, что они из Курска и один вовсе не пострадал, а второй оказался в реанимации с травмой головы.

С приюта открывались замечательные виды во все стороны света:

Elbrus14-404

Elbrus14-423

Elbrus14-407

Elbrus14-424

Следующие полтора часа прошли в попытках организовать свою мускулатуру и дыхание в одну скоординированную систему во время подъема вверх по маршруту, но дальше попыток дело не продвинулось.

Elbrus14-425

Elbrus14-426

Добравшись до окончания двух параллельных скальных гряд, мы остановились отдохнуть и перевести дух. Уже на подходах к этому месту меня стало накрывать. Примерно такое же помутнение сознания происходит во время острого гриппа в самую тяжкую первую ночь, когда нет сил и сплошной бред лезет в голову. На скалах мы провели пол-часа под сильным ветром, порой заставляющим идти, когда хотел стоять. Двигал он нас играючи. Забравшись в укрытие из скал, его сила нас не доставала, но в напоминание о себе трепала за одежду. Я не точно помню происходящее — всё как в тумане. Кажется, пытался съесть батончик, но он замерз до неразгрызаемости и пришлось согревать его в перчатке, помню, долго лежал на спине на скалах и это было прекрасно, правда ощущение было, что я испускаю дух. Мы молча смотрели по сторонам, медленно околевая. Со стороны вершин появились две точки и быстро выросли до хорошо обмундированных альпинистов, в припрыжку и с улыбками на лицах удалившихся вниз по склону. Неужели они после восхождения? Но окликнуть я их не успел.

Elbrus14-428

Elbrus14-433

Мы смотрели в сторону Терскола; под нами огромное снежное поле, кажется перейди его и скоро спустишься в Терскол. Но, как и всё в горах, поле это таит скрытую опасность: сверху оно присыпано ровным слоем снега, а под ним тысячи трещин, от сантиметровых до многометровых, такой глубины, что провались в неё — и тебя уже не найдут. Переходить такие участки можно только в связке с товарищами, каждый шаг ожидая провала.

Elbrus14-430

Elbrus14-431

Elbrus14-436

Ребята прибыли на это место раньше меня и встретились с Асхадом, как раз высаживавшим туристов, сразу договорились спуститься вместе через час. До его прибытия оставалось еще полчаса. Парни решили подняться повыше, чтобы не мерзнуть, я в себе сил на это не нашел.

Elbrus14-435

Вид на «Приют 11»:

Elbrus14-432

Не помню чем я вообще занимался, кроме того, что сделал несколько фотографий окрестностей, но в итоге мы все вместе спустились на ратраке на Мир, по пути захватив рюкзаки из приюта.

Elbrus14-439

Elbrus14-438

Стало полегче. Сознание возвращалось, адское давление в голове, которое я не упомянул прежде, спало. Порадовало то, что спуск на нижний уровень — поляну «Азау» — мы совершили с помощью канатки, причем бесплатно.

Elbrus14-441

Из кабин двух очередей канатки я снял много видов: и как выглядит сама канатная дорога, и панорамы гор со склонами, и горнолыжную трассу (и её состояние) с альтернативными выкатами на фрирайд, и то, что мерещится в тенях, и противолавинные заграждения, и Баксанское ущелье, и поляну Азау. Из кабин двух очередей канатки я снял много видов: и как выглядит сама канатная дорога, и панорамы гор со склонами, и горнолыжную трассу (и её состояние) с альтернативными выкатами на фрирайд, и то, что мерещится в тенях, и противолавинные заграждения, и Баксанское ущелье, и поляну Азау.

Палки сдали обратно в прокат без проблем, даже при том, что одни мои были «не мои».

Пока мы были на скалах, из-под Олега выдуло ветром и унесло подзадник Артёма, поэтому они вдвоём отошли в торговые ряды поляны, чтобы восполнить потерю.

Elbrus14-474

Elbrus14-475

Вернулись ребята с улыбками: Олег стал жертвой своего же языка. Дело в том, что когда он в первый раз покупал себе в той же точке пенку, её ему продали за 200р; в этот раз стояла другая продавщица и выставила 100р за такую же пенку. Олег, видимо, рефлекторно упомянул, что брал здесь же за 200р, после чего женщина встрепенулась, пробубнила, что она на подмене и ей нужно позвонить хозяйке, сделала некий звонок и подтвердила цену в 200р. Вот это подход к ценообразованию.

Путь до Терскола открывает множество любопытных видов:

Elbrus14-476

Elbrus14-485

Elbrus14-487

Elbrus14-488

Сразу и не догадаешься, от чего так странно растут здесь и только здесь во всей в округе деревья.

Elbrus14-489

Elbrus14-490

Дело в лавинах, которые сходят зимами в ущелье и придавливают собой деревья.

Elbrus14-491

Ферма, расположенная вдоль шоссе перед Терсколом.

Elbrus14-492

Elbrus14-493

Elbrus14-494

Elbrus14-495

Вечером ужинаем в полюбившемся нам кафе «Релакс». Несколько построек, слитых воедино в паре минут от нашей штаб-квартиры; семья, содержащая кафе, предлагает услуги гостиницы за 1000 рублей в день со всеми удобствами. Само место уютное и тихое, а из-за плохой зимы посетителей почти нет. Настолько нет, что под конец января кафе вообще закрывается до конца весны (т.е. начала летнего туристического сезона). Цены очень лояльные, сервис в стиле «знакомые нашей семьи зашли на обед». В дальнейшем мы перешли на трехразовое питание в «Релаксе» и из не местных стали единственными постоянными гостями. Чувствовали себя своими. А чего стоил камин по вечерам и вкуснейшие кавказские блюда.. Позже вечером фрукты из магазина и обсуждение скорого восхождения перед сном.

День принёс нам ценные знания о том, как будет выглядеть штурм вершины и какого рода осложнения вызовет высота. Пора было отдыхать.