Достучаться до моря

3: Даёшь север

 

Как дождь может оставить капли на стекле внутри машины? Этот вопрос мучил меня секунды, за которые я отключил сработавший будильник и заснул.

Через час пришлось снова искать ответ. Оказывается, конденсат достиг своего предела и запотевшие стёкла сплошь покрылись каплями дистиллированной воды. Картину усугубляло присутствие таких же капель снаружи. Спать было довольно комфортно, хотя и несколько раз просыпались за ночь. Кирилл засовывал длинные ноги между двух передних сидений, а я свою широкую грудину клал поперек матраца; ночью, конечно, проходили подсознательные войны за пространство рефлекторно ворочающихся тел, но куда без них. С утра ногам было слегка прохладно, но не критично. А вот сонно вылезать из тёплого кокона и натягивать верхнюю одежду — самая сложная часть каждого нового дня. Тогда я понял, что Парень проявлял мудрость, не снимая джинсы перед сном, потому что кувыркаться и извиваться на полуспущенном матрасе, попеременно налетая локтями на борта и стукаясь головой о крышу — не самая забавная гимнастика с утра. Под легкую морось мы судорожно размялись, подготовили салон к режиму движения и конвульсивно кушали сладости с вчерашним кофе из термоса. Двигатель согревался после холодной ночи, мы впитывали тепло из содержимого дымящихся кружек. Указатель датчика температуры масла в двигателе переступил планку минимальной и автомобиль завилял по пустым воскресным улицам навстречу Северу.

Порой дорога является не совсем тем, чем кажется, точнее, кажется проложенной в стороне от населенного пункта, а на самом деле ты просто не увидел знака и уже превышаешь положенную скорость. Именно в таком населенном пункте на выезде из Вологды, не похожем на самого себя, еще сонный, я получил первый в жизни штраф. Пока Кирилл выкладывал в Инстаграм фотографию «Busted», меня пригласили зайти в холодную газель, предварительно показав на устройстве, похожем на профессиональный зеркальный фотоаппарат, фотографию машины и зафиксированную скорость в 83км\ч.

IMG_6087_resize

IMG_6089_resize

Честно говоря, я ожидал намеков на взятку, помня, как все детство мотаясь за 220км от Москвы в деревню, отца иногда ловили на каком-нибудь нарушении и брали себе на лапу, но ни малейшего поползновения в эту сторону не произошло. Это приятно, даже не смотря на то, что экономичнее откупаться, чем платить штраф. Заполнили протокол с указанием моих данных и описанием нарушения, указали сумму штрафа в 500р и я согласился со всем личной подписью. Впредь приходилось лучше смотреть по сторонам, а Кирилл посматривал в Яндексе отметки пользователей о засадах и камерах. Не смотря на это, через несколько дней я всё равно попаду под камеру с превышением еще на 500р, но узнаю об этом скорбном случае уже только дома.

Покидая Вологду, было бы справедливым заметить, что мы покидаем основной массив крупных городов и частых населенных пунктов. Следующие 760км пройдут в компании небольших деревень, сёл с населением пару-тройку тысяч и одного единственного города Вельска с двумя десятками тысяч живых душ.

День равномерно проходил в дороге, ничто нас не беспокоило и не тревожило, кроме сцепления и физиологических особенностей реакции конечностей на небольшую, но постоянную нагрузку. Будем считать, что дорогу хорошо видно незадолго до рассвета, ровно как и некоторое время после заката; этот промежуток наиболее комфортен для вождения; на октябрь он условно составлял 12 часов (с 7 до 19). Практически всё это время человек проводит в сидячей позе, а водитель еще и дергает за ручки, крутит руль и давит педали, из-за чего ограничен в принятии новых поз; особенно важно то, что сидения далеко не ортопедические. Если затекший до немоты от выжимания газа голеностоп правой ноги можно было на прямых подменить левой, то поясницу заменить было нечем. А оживленнее всех протестовала небольшая мышца в заднице, отвечающая, по видимому, за разгибание голеностопа. Она, будучи утомленной, не покорно немела, как другие члены тела, а истошно ныла, сообщая о своей проблеме. К концу дня немела и она. Было забавным обнаружить, что даже через неделю после поездки, эта противная полоска мышц в заде побаливала при подъеме по лестнице.

На затяжных спокойных прямых машинка брала свои максимальные 120км\ч с копейками, но вибрация и натуга под капотом звучали как стон, поэтому пришпоривать коня я решил только для обгонов. На трассе крейсерской скоростью были 90-100км\ч. Дорога была очень хорошая, трафик после Вологды существенно снизился, осенний лесной пейзаж радовал глаза, езда приносила удовольствие и не утруждала. День при этом проходил незаметно и быстро.

Нас встретил Вельск. На въезде стоял монумент с гербом, названием города и гордым определением: «Южная столица Архангельской области». Центр города больше всего походил на пустырёк между промзоной и последними жилыми домами крайнего района большого города.

ZV055613

В здании «торгового центра» мы отобедали. Цены, кстати, были не особенно-то и низкие для окружающего пейзажа. Ничего примечательного не происходило.

IMG_6111_resize

 

ZV055608

Мы покушали, генерально убрались в четверке, наполнили термос кипятком и пустились дальше. Выглядывали по пути автосервис, но не заметили ни одного, хотя сцепление нужно было проверить как можно скорее.

IMG_6120_resize

По ходу движения Кирилл временами хватался за GoPro и снимал небольшие ролики или бурил вглядом своё личное кольцо всевластия где-то в глубине экрана Айфона.

IMG_6126_resize

В какой-то момент Парень увидел по карте «экрана всевластия», что мы проезжаем совсем рядом с живописным песчаным берегом реки и предложил завернуть. Покачавшись минут пять на полевой дороге, мы уперлись в обрыв, поросший деревьями и кустами. Вид за ними был еще закрыт от взора. На лужайке уже стояла «буханка» без людей. Рядом был спуск, с него-то уже открывался завораживающий вид на небольшую береговую пустыню.

(Панорама увеличится, если на неё кликнуть)

IMG_6129

ZV055656

Кирилл гулял по песку, таскал длинную палку, чертил следы, пинал грунт, в общем давал волю тому, что шло наружу, а я его снимал, примечая про себя, в какое же атмосферное место нас занесло. 

ZV055634

ZV055619-3

ZV055623

IMG_6132_resize

ZV055634

ZV055642

Откуда-то с фланга «пустыни», где зеленел островок леса, вышел мужик с ружьем на плече, прошёл мимо нас, неся застреленную птицу за шею, сел в «буханку» и исчез с фразой типа «Фотографируете? Ну-ну». Погуляв еще недолго, мы ретировались.

ZV055636-2

ZV055639

Я заметил большую яму со кучей мусора и прикинул, что она идеально подходит для нужд приземленного характера.

ZV055675-2

Я не буду рассказывать подробностей процесса, остановлюсь лишь на том, что термобелье-комбинезон, увы, нужно снимать полностью, расстегивая на груди молнию до пояса, что является несколько чрезмерно бодрящим актом при низких температурах.

ZV055679

Хотя, делать то же самое однажды зимой у высотного приюта на Эльбрусе, легонько поскальзываясь на обледенелой тропинке к деревянному туалету, под пронизывающим ветром и десятке-другом минусовых Цельсиев было куда веселее.

IMG_6153_resize

IMG_6159_resize

 

Спокойная трасса продолжилась. Мы уже поняли, что в Архангельск засветло нам не добраться. Заночуем где-нибудь недалеко, а через часок пути с утра уже будем в заветном городе. Выбрали для ночлега более крупное село Холмогоры, чем более близкие прочие, окружающие его. Как видно на карте, район довольно живописный, поэтому хотелось объехать его с северного берега Двины. Проблема была только в том, что на картах две дороги сходились у берегов, а через реку не проходили.. скорее всего это означало паромное сообщение. Уточнять такие детали в сумерках, в стороне от ближайшего сгустка цивилизации, мягко говоря не возникало рвения. Поэтому, накормив досыта бак, мы, уже в темноте, въехали в Холмогоры. Foursquare указал нам на пару мест для ужина. Только после пары крюков по немногочисленным улицам, мы нашли указанные мест принципиально закрытыми. У работающего магазина мы опросили семью, нам предложили отправиться в бар в соседнем населенном пункте. Проблема только в том состояла, что его не было вовсе на наших картах. Так и решили зайти в продуктовый, купить перекус, попросить кипяток и воспользоваться щедрыми запасами провианта. Взяли на пробу местную выпечку, традиционную северу — ша’ньгу. Близкая родственница ватрушки, только вместо творога сметана. Предстояло опять найти укромное место, чтобы и покушать и поспать. Разведка территории вернула нас к большой площадке у закрытого кафе, на которой дежурили таксисты. Выбрали укромный уголок, куда не попадал прямой свет иллюминации, но быстро ретировались, ибо укромное место уже было использовано в качестве усыпальницы отработок съеденной некогда шаньги или другой снеди. C другой стороны падал свет, но не пахло продуктами жизнедеятельности — там и остались.

В Холмогорах я понял, что мы уже достаточно далеко от оплота мажорных слоёв населения, что передо мной обычный русский человек, какой он есть. Удивительным стало то, что они ничем особенно не отличаются от тех, кто топчет столичные или Питерские мостовые. Одежда в целом такая же, говор даже не у всех отличается от привычного, машины такие же, хотя и в меньшем соотношении иномарок к отечественным, продукты в магазинах по большей части одинаковые. Кирилл эту мысль закончил, дав мне понять, что по сути Москва, как крупный город с множеством рабочих мест является сборным пунктом со всей России; люди привозят с собой то, что становится самой Москвой, а это и одежда, и манеры, и говор.. В котле домов, контор, подвалов и офисных бизнес-центров вся страна смешивается в понятие «москвич», и каждый вносит собой лепту. Разница с регионами только в том, что зарплаты в них гораздо ниже, а цены на продукты (за исключением местного производства) и бензин — те же. И как выжить без подсобного хозяйства? Но об этом еще позже зайдет речь.

 Достали миски, стаканы, кипяток, лапшу, тушенку, фасоль в томате и по банке пива; заварили, вскрыли, подождали, съели.

ZV055690

Наелись так, что до шанежек дело и не дошло. Таксисты то разъезжались куда-то, то возвращались обратно, не слишком обращая на наше присутствие и ужин на капоте внимание. По привычной схеме мы подготовили салон ко сну, надули матрас, допили пиво и закрылись. В этот раз еще подержали машину заведенной, чтобы нагреть печкой салон и заснуть в тепле. Снова запотели стёкла, снова пошли шуточки про запотевшую шатающуюся машину с двумя мужиками..

ZV055698

И договорились мы до того, что произошло ужасное: я захотел по-маленькому. Ужасное потому, что нужно вылезать из теплого спальника, одевать ботинки, открывать дверь, идти в холод, возвращаться — куча проблем! Некоторые оставляют для такой ситуации пустую пластиковую бутылку, но это умные и опытные — не мы. Во всяком случае, не в ту ночь. Не буду вдаваться в живописные детали того, как я вышел из ситуации, но не советую кому-либо без крайней и неотложной необходимости справлять малую или, не приведи судьба, большую нужды в открытое окно из лежачего положения.. Встать было невозможно из-за низкой крыши, сесть тоже; единственное, что можно было сделать — выгнуться, напрягая титанически брюшные мышцы и спину так, чтобы опереться тазом на стойку окна и, не расслабляя мышц, сделать дело. Без предварительной подготовки это получается с трудом и не аккуратно. Но Кириллу понравилось. Он меня и сподвиг окончательно на этот инцидент. В конце концов, уже постучались к морю, накачались пивом, буквально проложили свой первый путь, а я и в окно-то не пописал.. «Не успел.. не вышло..» — так бы я себя оправдал?

ZV055701

 

Дневник второго дня: 

Вверх!Вверх!