Чукотка: Вездеходом по субарктике

Часть I: Приморская

 

I

Июнь. Чукотка. Посёлок городского типа Беринговский. Утро.

chukotka-exp-1

 

Стас вручил котенка Володе в руки и стал сдавать задним ходом из гаража. Когда-то его прирученную полярную сову случайно переехали во время выезда, поэтому теперь он неизменно беспокоится о безопасности каждого своего пернатого или хвостатого жителя. Котята ценны, ведь беспризорных кошек на Чукотке вообще крайне сложно увидеть, они все разобраны по рукам, квартирам, подъездам и не шатаются по улицам, в отличие от свор разношерстных собак. Нигде и никогда я не видел таких человеколюбивых и дружественных дворняг, как на Чукотке! Может, дело в том, что тут без человека им совсем не прокормиться и они это понимают, а может быть агрессивные особи не долго выживают в краях, где что ни мужик, то охотник и имеет ружьё. Любопытно, что здесь водятся даже крысы, предки которых сбегали с кораблей и обосновывались в постройках, ведь на открытом грунте вечной мерзлоты зиму им не пережить.

Стас филигранно вывел машину за ворота гаража, едва превышающие ширину вездехода и ловко развернулся на месте, слегка вскопав гусеницами каменистую землю при маневре. Пока он равнял почву лопатой, в гараже из развеивающихся сизых выхлопов показался Ленин среди куч инструментов, снаряжения и запчастей.

chukotka-exp-2

 

Металлическая зеленая громадина, с лязгом выползшая из своего логова — ни что иное, как главное орудие нашей экспедиции, почти десятилетний гусеничный вездеход ГАЗ-34036! Больше пяти метров в длину, два с половиной в ширину, весом со слониху(около 4т), с 400л соляры в баках и расходом 1л на 1км — это минимальное техническое описание машины, которое я могу дать. Но не буду выдавать все козыри и слабости этого зверя наперед, касаясь их по ходу событий экспедиции.

Нам нужно было отправляться на 25км севернее Беринговского к сорокакилометровой косе на побережье Берингова моря, чтобы положить начало знакомству с прибрежной полосой. Всё было готово: закуплены и сложены в кунге (жилой\пассажирский отсек в задней части вездехода) крупы, консервы, хлеб и прочее питание, была накачана лодка и привязана на крышу вездехода, нашли свой угол и бензогенератор, и ружьё с карабином, и наши большие рюкзаки с одеждой и снаряжением. Карабкаясь по гусеницам и цепляясь за поручни, мы впервые взгромоздились на специально обустроенную лавку сверху «танка».

Изначально не было ни поручней, ни лавки — получая в распоряжение вездеходы, владельцы их активно переваривают, увеличивая размеры кунга, приспосабливая верх машины для пассажиров или внося усовершенствования. Стас, например, созрел приварить поручни после веселого случая с падением одного из его поддатых товарищей с крыши головой вниз, но это всё лирика, возвращаемся к практике.

Вообще-то, залезть и тронуться в путь планировалось еще пару дней назад, но никто не учёл, что булочная не будет работать в выходной день(большие города, увы, отучают от того, что бывают перерывы и нерабочие дни, зато к этому приучает Чукотка), а без хлеба в походных условиях тоскливо.

Чтобы занять свободные сутки, мы отправились осмотреть ближайшую лагуну. Для этого специально привезли и подготовили лодку, спустили её на воду, но… в этот год (2015) на Чукотке была очень поздняя весна и залив еще не оттаял у берегов, хотя лёд уже стал пористым и хрупким; лодка сразу же села на свойственный Чукотке не скользкий лёд так, что двое не могли сдвинуть её вёслами из лодки с двумя пассажирами.

chukotka-exp-laguna-321

 

 

 

 

chukotka-exp-laguna-322

 

Идти по тающему льду, покрытому водой до более глубокого места было неуютно, но необходимо, поэтому компромиссом я и Дэйв вылезли в развернутых до пояса болотных сапогах и стали толкать лодку, за неё же и придерживаясь. Дэйв шел впереди меня; глубина росла, а видимость падала и я только успел сказать ему смотреть под ноги, чтобы вдруг не окунуться, если лёд резко кончится; потом я посмотрел себе под ноги и вернул взгляд на то место, где он был и уже не стало. Только голова торчала из воды и руки крепко цеплялись за веревку на борту лодки. Что может быть лучше, чем ледяное купание в полной экипировке перед началом экспедиции? Смачно выругавшись, возблагодарив герметичные мешки с частью электроники, Дэйв вышел отжимать одежду на берег. Мы хотели отправлять его домой, но он наотрез отказался и, размеренно выжав всю воду, оделся в мокрое и поехал с нами. Ему дали сухие сапоги на несколько размеров больше и запасные перчатки. Чтобы не замерзнуть и в последствии не заболеть, ему нужно было на протяжении всей вылазки постоянно и активно двигаться, вырабатывая тепло. А погода стояла прохладная, облачная, задувал ветер.

Местность была довольно сурова и скудна: то, будто спокойные гравийные волны замерли когда-то давным давно и покрылись хилой растительностью, то ровные участки с бурой травой, на которых можно идти час, но картина вокруг ни сколько не поменяется, словно стоял на одном месте, то затопленные кочки или неглубокие заснеженные низменности. Пять часов ходьбы, переходы по мокрому снегу по пояс, километры монотонного вида в далёком окружении прекрасных заснеженных гор и Беринговского на горизонте.

 

chukotka-exp-laguna-328

 

 

 

 

chukotka-exp-laguna-326

 

 

 

 

chukotka-exp-laguna-325

 

 

 

 

chukotka-exp-laguna-324

 

 

 

 

chukotka-exp-laguna-323

 

 

 

 

Мы безрезультатно обшарили большУю часть лагуны, разве что первый медведь попался на глаза, да несколько гнёзд распространенных птиц. К вечеру мы все встретились у лодки и переправились обратно без происшествий, а там нас уже ждал Стас на авто.

 

chukotka-exp-laguna-329

 

Мужественно окоченевший Дэйв сразу запрыгнул под горячий душ и, как бы это ни звучало, вышел из воды сухим, не простудившись после незапланированного моржевания.

***

Водительский люк распахнулся и Стас высунулся, как суслик из норки, чтобы проверить все ли мы уселись, затем дал газу, положив экспедиции начало. Вездеход, неистово стуча, пополз через окраины посёлка на грунтовую дорогу. Несмотря на солнечную погоду, сразу стало холодно: вездеход обычно едет не быстро (1030км\ч по ровной поверхности) для экономии топлива, но всё равно появляется набегающий поток прохладного воздуха и наездников продувает до костей.

chukotka-exp-3

Езда верхом на вездеходе навевала ощущение какой-то мальчишеской хулиганской выходки, будто ты бежишь по вагонам поезда или прицепился к лестнице сзади троллейбуса. Мне безумно нравилось непреходящие чувствовать до самого конца экспедиции этот азарт.

Вскоре дорога сменилась снежно-грязевой колеёй, совершенно не страшной гусеничному монстру, в отличие от колесных сородичей, а потом ещё не оттаявшие заснеженные поля чередовались с влажными проталинами прошлогодней травы.

chukotka-exp-4

Вокруг сверкали горы и крутились причудливые круглые облака. Мы улыбались, всё еще взволнованные началом экспедиции. Надо заметить, что мне на тот момент было 26 лет и я являлся младшим в группе — всем остальным было около 50 или больше. Хотел бы и я в эти годы рваться в экспедиции и по-ребячески радоваться поездке верхом на вездеходе!

chukotka-exp-6

 

 

 

 

chukotka-exp-5

 

Через пол-часа в небольшом овраге показалась тоненькая проталина ручья. В нескольких местах её уже пересекали следы вездеходов, но это было раньше, когда незамерзающий ручей ещё тек под покровом снега; потом снег осел, ручей вскрылся, а следы остались.

 

chukotka-exp-7

 

Мы первыми должны были форсировать скромную водную преграду в этом сезоне. Хотя это же всего лишь ручеек против танка, на нём и внимания не стоило останавливать, только вот…

 

chukotka-exp-13

 

Через минуту мы уже буксовали, застряв прямо поперек ручья. Вездеход просел в рыхлом снегу, подмытом водой по обе стороны ручья и гусеницы беспомощно месили воду со снегом, не в силах найти опорную точку, чтобы вытолкнуть машину вперед. Так мы встряли в самом начале.

 

chukotka-exp-8

 

По условиям экспедиции, англичане освобождались от всяких общественных нагрузок и обязанностей, а я наоборот их брал на себя по умолчанию. Поэтому, закинув фотоаппарат через голову за спину, я спрыгнул в снег и быстро черпнул воды в скатанные до колена болотники. Ледяная жижа коварно проседала под весом тела, заглатывая ноги почти до пояса. Мне нужно было умудриться и снять все интересные моменты, и помогать Стасу с Володей вытаскивать вездеход, поэтому я судорожно менял деятельность при первой возможности.

Вездеход обладает потрясающей проходимостью по любым поверхностям, кроме зыбких — в них он (при определенных обстоятельствах) начинает закапываться на месте, вместо того, чтобы отталкиваться вперед. Если это случилось, то первым делом вездеходчик пытается сдать назад, чтобы объехать опасное место или заехать в него с разгона и проскочить, не успев завязнуть. В нашем случае машина не двигалась ни вперед, ни назад, крайне удачно повиснув на двух снежных берегах в воде посреди ручья. Поняв безнадежность попыток выехать самим, Стас стал отцеплять здоровое бревно, лежащее вдоль борта вездехода. Суть этого метода спасения в том, что на заранее припасённый ствол дерева одевают цепи с крюками и цепляют их за крайние траки (трак — одно из десятков звеньев, составляющих целую гусеницу) обеих гусениц, а потом трогаются в нужном направлении.

 

chukotka-exp-9

 

Широкое бревно эффективно повышает площадь контакта с окружающей субстанцией и больше выталкивает за счет этого вездеход. Когда оно упирается в нос или зад машины, сделав полукруг, его отстегивают от траков, переносят на другую сторону и повторяют операцию до высвобождения транспорта. За пару оборотов бревна наш вездеход выбрался назад и предпринял попытку перескочить ручей в другом месте, но, увы, вновь фиаско!

 

chukotka-exp-10

 

 

 

 

chukotka-exp-11

 

 

 

 

chukotka-exp-14

 

 

 

 

chukotka-exp-15

 

Ручей в летнем снегу, засученные рукава, мокрая лопата, онемевшие почти по локоть руки от работы с бревном под водой — вот ингредиенты коктейля «буксующий вездеход». Украшается матом по вкусу. Не сказать, что это большое удовольствие — шарить контуженными руками в жидком снегу, пытаясь найти и отцепить крюк с трака, или ворочать туда-сюда бревно, или рубить лопатой мешающий куст под водой, но это было круто! В такие моменты жизнь сужается до одной ясной и конкретной задачи и вся концентрация отдаётся ей одной. Такая микроскопическая идеальная модель сути жизни человека.

 

chukotka-exp-16

 

В конце концов вездеход выгреб на снег и обрёл достаточное сцепление, чтобы двигаться без помощи бревна.

 

chukotka-exp-12

 

Мы закинули ствол на место, повесили на трубу цепи с крюками и заняли свои места… до того момента, пока через пять минут опять не вкопались в непонятную жижу из талой воды, снега и грязи. С гораздо большей ловкостью, чем в первые разы, мы проделали трюк с бревном и очень быстро выбрались, продолжая рейд по грязи.

chukotka-exp-17

 

Вездеход поразительно глотал все неровности и дороги и бездорожья, крушил гусеницами случайные камни или брошенные брёвна, сминал целые заросли и рощи кустарников, с игривым хрустом катясь по тундре. Его способность доминировать на местности завораживала меня каждую поездку как в первый раз. Англичане крайне скоро стали сознательно называть его просто «танк».

 

chukotka-exp-18

 

В Архангельской области люди шутят, что у них нет дорог, есть только направления. Так они глумятся над состоянием своих дорог и трактов, а вот на Чукотке эта фраза куда ближе к буквальному смыслу. Особенно при езде на вездеходе. Мы уже давно ехали просто по полям без всякой дороги, только выдерживая нужное направление.

 

chukotka-exp-19

 

Когда путь преграждали притоки реки, вдоль которой мы двигались, Стас каждый раз выпрыгивал из кабины, осматривал переправу и планировал переход в брод.

 

chukotka-exp-21

 

Да, вездеход ещё и не боится водных преград, изящно форсируя их по дну! Двери кабины и кунга держат влагу (в положении десятилетнего вездехода-труженика скорее придерживают её — прокладки уже не те), днище герметично, а мощный насос выбрасывает мощной струёй всю воду, попадающую внутрь технических полостей машины.

 

chukotka-exp-20

 

Стас сосредоточенно вглядывался в берега, оценивая их крутость и сыпучесть, в поведение воды на поверхности, понимая где мели и ямы или в цвет льда, предугадывая его ломкость и толщину. Возможно, он просто тихо матерился и успокаивался перед форсированием, глядя на воду, но мне кажется, он вдумчиво анализировал. В любом случае, мы успешно преодолевали все ручьи и речушки, маневрируя по их дну.

Втроём с англичанами мы сидели сверху вездехода и подмерзали, зато в кабине была жара. От двигателя несёт очень теплые потоки воздуха, поэтому можно сидеть даже в футболке, когда сверху натягиваешь поверх неё флисовую кофту, утепленный жилет и куртку, чтобы не коченеть. Из-за этой жары двери кабины обычно открыты и ветер приятно освежает водителя и пассажира.

 

chukotka-exp-26

 

Во время одной из переправ Володя не стал закрывать свою дверь(резонно посчитав, что очередной приток будет таким же мелким, как и предыдущие) и когда вездеход ухнул в яму, его вместе с видеокамерой освежило крупной волной. Мы сверху видели, как она ударила в борт, попав внутрь, и неудержимо хохотали, хотя пассажира здорово окатило, а камера перестала включаться. К счастью, после просушки она вернулась в рабочее состояние.

Поговорим о вечной мерзлоте. Данное явление звучит знакомо, но не всегда осознаётся полностью. Смысл в том, что с незапамятных времен, когда земля была окована льдом до наших дней сохранились регионы, в которых плюсовая температура бывает так недолго, что промерзшая земля успевает оттаять только на десятки сантиметров, а всё что ниже — заморожено. То есть при температуре выше нуля, земля у поверхности оттаивает и напитывается талой водой, которая не может уйти глубже в грунт из-за его неизменной замороженности. Лопату не всегда можно воткнуть на штык, а если удаётся, то ямка скоро заполняется водой. Другого не дано: либо слишком твёрдо, либо слишком мокро. Это присуще природе всей тундры, которая в России тянется по северному побережью, а вечная мерзлота и вовсе распространена на 60-65% площади страны. Только вдумайтесь, какие это масштабы!

Одной из проблем тундры является ранимость её растительных покровов и низкая скорость восстановления. Посудите сами: траву и кустарники зимой обдувает сильнейшими ветрами, которые сносят бОльшую часть защитной подушки снега, а летом все мало-мальские низменности и равнины насыщаются водой и она стоит там до заморозков. Деревья в тундре не выжили (только местами в долинах гор, где надежно защищены от ветров), а кустарники стали карликовыми и прижались к земле, на сколько это возможно. Порой хвойные, которые старше старейших людей, так расплющиваются вдоль земли, что становится их жаль — они слишком напоминают сгорбившихся немощных стариков. С таким трудом выживает флора и так легко по ней прокатываются вездеходы, ломая ветки и разрывая покров травы.

Мы ездили на легком вездеходе, после него порой едва ли заметны следы даже на траве (вес распределяется на большую площадь обеих гусениц и не так сильно повреждает растения), но есть еще и тяжелые вездеходы, вот после них у тундры остаются натуральные шрамы.

 

chukotka-exp-24

 

Для примера: на фотографии сверху следы легкого вездехода на траве и снегу и следы тяжелых вездеходов с прошлогодних поездок на нижней:

 

chukotka-exp-22

 

А вот эти две машины рядом. Какой из них легкий, объяснять нет ни малейшей нужны:

 

chukotka-exp-210

 

Всё это обязывает вездеходчика правильно выбирать траекторию движения и наносить минимальный вред растительным покровам. Но есть и один нюанс: чтобы проехать по сложному участку, нужно выбирать наиболее надежную поверхность, а кустарник повышает проходимость на топких участках, так что иногда вездеход намеренно катится по кустарнику. Первое время, пока Стас мне не рассказал тонкостей этого дела, мы с англичанами наверху несколько конфузились от того, как порой вездеход проезжал по несчастным островкам кустов, когда можно было их объехать. Ребята уже начали составлять ироничный «список уничтоженных видов птиц и растений», но, увы, это неизбежное зло при езде вне дорог, его можно лишь минимизировать осознанным вождением.

Ещё ответственный вездеходчик не проезжает по уже глубоко разъезженным колеям в тундре, давая им возможность восстановиться, хотя вряд ли это им удастся, ведь они наполнены водой, а в ней по моим наблюдениям ничего не растёт. На разных фотографиях далее можно будет заметить колеи, залитые водой — это преимущественно последствия езды на тяжелых вездеходах, разрывающих под собой слой растительности и земли.

 

chukotka-exp-28

 

После очередного форсирования «лужи», а так по местным меркам называются скопления воды от небольших и привычных жителю западной России, до крупных, размером с пруд или озерцостоп. Для того, чтобы немного проиллюстрировать количество водных преград, я прервусь и приведу случайную фотографию летней тундры с воздуха. Там, где воды или льда со снегом не видно, она тоже скорее всего есть, просто стоит под травой:

 

water_from_plane

 

Так вот, после очередного форсирования, вездеход взбирался на высокий берег через кустарник. Неожиданно раздался щелчок и стук откуда-то снизу, Стас остановил машину. Один из вырванных стволов куста застрял в гусенице и скинул её с удерживающих колёс(не будем углубляться в терминологию и устройство гусеничного транспорта, ограничиваясь здесь и далее примитивнейшим описанием вещей).

 

chukotka-exp-23

 

Вот и первая поломка, точнее поломкой это не назвать, скорее одна из совершенно обычных неприятностей в пути, обусловленных сложной местностью передвижения.

Чтобы вернуть гуску (так гусеницу называют в обиходе) на место, нужно было рассоединить её ленту, уменьшить расстояние между колёсами, надеть ленту, стянуть концы, закрепить их и, наконец, увеличить расстояние между колесами, чтобы лента не болталась. Вот и вся процедура. Занимает пять минут, если нет осложняющих факторов, типа налипшей грязи, инородных предметов, застрявших в механизмах, поломки на броде(когда гусеница под водой), отсутствия нужных инструментов или пьяного экипажа.

 

chukotka-exp-25

 

 

 

 

chukotka-exp-27

 

В последующие часы мы встретили медведя, который заблаговременно убежал за сопку, достигли побережья, добрались по нему до балка (охотничий\рыбачий домик), обнаружили его уже занятым чукотским рыбаком с семьёй, поэтому вернулись немного обратно к непонятной группе построек.

 

chukotka-exp-31

 

 

 

 

chukotka-exp-33

 

 

 

 

chukotka-exp-30

 

Вы ни за что не догадаетесь что это было за место.

 

chukotka-exp-29

 

Стоят эти сооружения прямо на песчаном пляже у моря посреди тундры; вокруг шарятся медведи и качаются поплавками тысячи чаек, а до ближайшего обитаемого посёлка — около 25км по дикой местности без дорог. Еще год назад в этом месте были люди, но за зиму оно обрело вид давно покинутого.

 

chukotka-exp-34

 

 

 

 

chukotka-exp-95

 

Мы осматривали деревянные домики и переоборудованные под жилище морские контейнеры, но все они были через выбитые ветром или медведями окна занесены снегом изнутри или пропитаны влагой.

 

chukotka-exp-96

 

 

 

 

chukotka-exp-97

 

 

 

 

chukotka-exp-98

 

 

 

 

chukotka-exp-99

 

Все, кроме единственного уцелевшего — бани из двух спаренных контейнеров. Она была обита деревом внутри, с печкой и лавками — всё как полагается, внутрь не попали ни снег, ни влага, только какой-то мерзопакостный зверек, вроде лисы, навалил несколько куч там и тут.

 

chukotka-exp-39

 

Другим постройкам повезло меньше: в одних дебоширили медведи, переворачивая всё вверх дном и круша, другие сильнейшими зимними ветрами просто перевернуло. Еще ветра и медведи поспособствовали отделению облицовки деревянных домиков, щедро раскидав их по периметру, зато получилось много дров. Сложно поверить, но прошлым летом, как и в предыдущие, сюда приезжали дети из соседнего Беринговскому посёлка Алькатваам. Это был детский лагерь, которому на нынешний год не нашли финансирования, поэтому никто не приедет его ремонтировать, чтобы подготовить к пребыванию на каникулах.

 

chukotka-exp-94

 

Помещение бани дружно и быстро убрали, перетащили вещи из вездехода. Одни организовывали столовую в предбаннике, другие готовили ужин, а Энди тем временем давил сотню комаров на стекле, объясняя это мщением за всю его выпитую кровь в предыдущие экспедиции.

 

chukotka-exp-36

 

 

 

 

chukotka-exp-37

 

 

 

 

chukotka-exp-35

 

 

 

 

chukotka-exp-104

 

 

 

 

chukotka-exp-38

 

Ночевали прямо на узких лавках бани, приставив к двери стулья так, что если медведь заглянет ночью из любопытства, то непременно уронит их и всех разбудит. Но единственный, кто заставил нас проснуться посреди ночи, был Дэйв, с грохотом свалившийся на пол со своего надувного матраса прямо в спальнике. Мы вдоволь отсмеялись и заснули.

 

***

 

chukotka-exp-41

 

 

 

 

chukotka-exp-40

 

 

 

 

chukotka-exp-42

 

Утром мы на вездеходе добрались до двух ближайших сопок и обследовали их: англичане накануне заприметили в том районе голосок птицы, которой они не видели прежде и решили найти её гнездо.

Дело в том, что помимо основных задач научного характера ещё имели место, скажем, личные, для своего удовольствия и опыта. В Англии, да и вообще в Старом и Новом Свете, наблюдение за птицами (birdwatching) является популярным увлечением с большим количеством приверженцев. Последние состоят в клубах по конкретным интересам: кто-то влюблён в определенный вид птиц и занимается только ими, кто-то специализируется на отдельном семействе и т.д.; наши англичане были заточены под самую сложную (по их словам) составляющую в наблюдении за птицами — поиск гнёзд с яйцами.

Сложна она не только тем, что нужно прекрасно разбираться в повадках и предпочтениях птиц, различать их на слух по пению или характерным звукам, на вид по силуэту и манере летать, но и тем, что многие гнездятся только в короткий отрезок времени года. Еще одним стимулом искать гнёзда с яйцами является то(опять же по мнению англичан), что птенцы все похожи между собой, а вот яйца обладают потрясающим разнообразием.

Перед тем, как отложить яйца, самцы устраивают всевозможные демонстрации и представления, рисуясь перед самками, повсюду стоит гомон и суматоха от их трелей и лихих кульбитов в воздухе — кто на что горазд. Когда все птички разбились по парам, наступает затишье — один партнёр насиживает яйца, стараясь быть незамеченным хищниками, а второй добывает пропитание. Вот это и есть максимальная сложность — выследить птицу, которая прячется от тебя на гнезде, перехитрить её любым (безопасным для неё и яиц) способом для этого, а потом сфотографировать кладку для доказательства достижения и поставить в личном послужном списке новую галочку. Наибольший интерес представляют те виды птиц, которые не водятся в твоей родной стране и, особенно, если они водятся только в той стране, куда ты приехал. А краснокнижные и исчезающие виды — истинно изысканный деликатес. Поэтому Чукотка была для англичан уникальным шансом получить в копилку своих достижений несколько десятков новых видов. Вот почему мы оказались на сопках тем утром.

 

chukotka-exp-46

 

 

 

 

chukotka-exp-45

 

 

 

 

chukotka-exp-47

 

Первичный осмотр не помог обнаружить искомое гнездо, поэтому англичане, как наиболее мотивированные на результат, стали исследовать склоны по методу саперов — кругом, сужая каждый виток вокруг плоской вершины. Это тоже не помогло.

 

 

chukotka-exp-43

 

 

 

 

chukotka-exp-49

 

 

 

 

chukotka-exp-48

 

Забыл сказать, что еще во время посещения лагуны, Стас дал каждому из нас залог спокойствия, истинное плацебо среди средств защиты от медведей — фальшфейер (сигнальная шашка, фаер). Внешне похожий на всем известную по фильмам немецкую ручную гранату(ту, что на длинной ручке), с отвинчивающимся колпачком под которым металлическая чека(обычное заводное кольцо) на веревочке, дернешь — и вырвется яркое пламя с дымом (мою чеку мы, кстати, приспособили Стасу язычком молнии — стало гораздо удобнее ей пользоваться, ведь старый сломался).

Когда я только собирался на Чукотку, меня вводили в курс дела два опытных полевых орнитолога; на основе их советов, инструкций и случаев из жизни я составил себе субъективную инструкцию по поведению рядом с бурыми медведями. Она состоит из нескольких простых пунктов:

1) Смотреть по сторонам!

У медведей слабое зрение, хороший слух и прекрасное обоняние. Мне рассказали случай, когда медведь прошёл рядом с человеком, сидящим неподвижно, и не заметил его, а учуять не позволял ветер. Поэтому нужно активно осматриваться, чтобы первым увидеть медведя и не допустить неожиданной для мишки встречи, ведь:

2) Нельзя пугать медведя или нападать на него!

В 95% случаев медведь от человека просто убежит, если он не подранок (подстреленный, но не убитый охотником зверь; ведет себя крайне агрессивно и при нападении шансов выжить у человека без оружия по сути нет), но подранки — редкое явление. Медведь ощущает себя хозяином на Чукотке, потому что он охотится на всех и вся, а на него — никто (как он думает). В человеке он не видит добычу, но находит его любопытным, поэтому если зверь самоуверенный, он может подходить близко к людям, чтобы утолить жажду интереса. Также обычными являются ночные обследования палаточных или прочих лагерей людей с самоуправством по отношению к оставленному под небом имуществу. Медведь может вскрыть палатку когтями, чтобы досмотреть содержимое, может вылизать немытый котелок или навалить кучу у тлеющего костра, причем так тихо, что никто в палатках этого не услышит. Медведи только выглядят жирными неуклюжими увальнями, на деле они быстрые, ловкие и безумно сильные создания. Если встреча с ними произошла неожиданно, например на углу скалы, когда оба не ожидали такого поворота событий, категорически запрещено пытаться прогнать зверя или вести себя вызывающе! Этим можно напугать его, создать видимость нападения в его понимании и тогда он вами пообедает. Нужно дать ему время осознать произошедшее, скорее всего он сразу же пустится наутёк; с меньшей вероятностью начнёт запугивать вас: вставать на задние лапы (а тогда его рост составит 2-3 метра), рычать, брызжа слюной, и подаваться вперед, тогда:

3) «НЕ ССАТЬ!»

Потому что паника влечет необдуманные поступки, например попытку убежать, чем можно пробудить охотничий азарт возбужденного зверя и вскоре накормить его (он бегает гораздо быстрее человека) или хотя бы потому, что медведи знатные падальщики и большие любители тухлятины — не стоит пробуждать их аппетит своим испугом. Нужно взять себя в руки и очень осторожно, спокойно и без резких движений дистанцироваться назад, как бы показывая отсутствие намерений вторгаться в личное пространство мишки или угрожать его жизни. Это должно сработать. Но:

4) Если медведь пытается напасть — стрелять (защищаться).

Это развитие событий крайне маловероятно, но если медведь решил вас убить, вас спасёт только ружьё и меткий выстрел или большое везение. Еще можно попробовать зажечь фальшфейер и направить его на медведя — это считается признанным методом обратить его в бегство через испуг. Но плацебо он потому, что если медведь адекватный, то он и без фаера убежит сам, а если хочет добраться до вас, то фаер уже не остановит его. Тем не менее, без фаера страшно, а с ним есть мнимое ощущение безопасности и защищенности. (Данная инструкция практична, но не является пособием. Просто чужой опыт в моей интерпретации.)

 

chukotka-exp-44

 

 

 

 

chukotka-exp-50

 

 

 

 

chukotka-exp-51

 

Вернёмся на сопку, которую обыскивали англичане. Я ушел в сторону от неё, чтобы осмотреть местность с высоты соседней возвышенности и чувствовал себя крайне неуютно без товарищей вокруг, даже положил фаер в карман, ведь из-за склонов не было хорошего обзора и в любом месте на меня мог выйти медведь… Сфотографировав всё, что хотелось, проводив взглядом вертолёт, я, часто оглядываясь, вернулся кратчайшим путём к вездеходу.

 

***

chukotka-exp-52

 

После обеда в лагере, мы отправились по косе к еще одному любопытному месту — птичьему базару. Данное место есть ни что иное, как многоквартирная высотка для морских птиц с кучей доступной еды прямо у дома! Вместо здания — отвесные скалы, омываемые снизу солёными волнами; вместо апартаментов — уступы на скалах, на которых птицы устраивают гнёзда; еда же обитает прямо под жилищем, её остаётся только выловить! В таких местах селятся бок о бок разнообразные птицы, и, вероятно, за шумную какофонию разномастного гама и назвали наши соотечественники их базарами, ведь в английском их называют просто «птичьи скалы».

 

chukotka-exp-100

 

Базар был виден вдалеке прямо из лагеря, но чтобы к нему подобраться, нужно было подъехать на вездеходе к небольшой реке, впадающей в море поперек косы и форсировать её на лодке.

 

chukotka-exp-32

 

По пляжу мы быстро добрались до устья. Там случилась одна из самых впечатляющих встреч на Чукотке…

 

chukotka-exp-59

 

Прямо на берегу, метрах в сорока от моря, белел скелет кита. Скорее всего он стал жертвой шторма, его просто вышвырнуло осенними волнами на радость медведям, лисам, росомахам, волкам, чайкам… Обгрызенные кости разбросаны вокруг хребта, часть ветхой плоти еще не вымерзла изо льда.

 

chukotka-exp-53

 

 

 

 

chukotka-exp-56

 

 

 

 

chukotka-exp-55

 

Как странно, что величайшее из морских животных нашло свой конец не на дне океана, а на на песчано-галечном берегу устья, усыпанном перьями чаек.

 

chukotka-exp-54

 

Может его поманил далёкий голос предков?.. (Кит является потомком древних парнокопытных, а бегемот его ближайший родственник из ныне живущих).

 

chukotka-exp-57

 

Стас взял дубину и ударил по скелету в область головы, потом поднял что-то и презентовал мне уникальный сувенир с Чукотки — ухо кита.Точнее, ушей как таковых у них нет, и звук проходит вибрацией через нижнюю челюсть и улавливается внутренним и средним ухом, обителью которых названное мною «ухом кита» и является. Круглая, похожая на морскую раковину тяжелая кость размером с кулак, благоухающая тухлым жиром, она не сразу влюбила меня в себя, но на следующий день я одумался.

Пока четверо из нас увлеченно изучали останки левиафана, Стас традиционно стоял поодаль и всматривался в берега и воды — искал наиболее безопасную переправу. Глубина устья была неизвестна, но в болотных сапогах перейти её было нельзя; к тому же здесь устье сужалось и течение становилось слишком мощным, чтобы можно было безопасно выгрести на лодке на другую сторону.

 

chukotka-exp-58

 

Мы потратили кучу времени в диспутах и предложениях вариантов переправы, в итоге, как мне показалось, Стас устал и сомневаться под ураганным обстрелом слов, и от того, что «базар» был вовсе не птичий, хотя должен был быть именно таковым, поэтому посадил нас всех сверху вездехода и перевез на другой берег.

 

chukotka-exp-60

 

 

 

 

chukotka-exp-61

 

Он задал траекторию дугой, обходя стремнины и расталкивая редкие льдины, сплавляющиеся по течению, а дно ушло из под гусениц лишь единожды в большой яме перед противоположным берегом. Тут стоит рассказать о ещё одной способности вездехода — он может плавать, а не только ездить по дну водоёмов. Его гусеницы достаточно хорошо «гребут» в воде, чтобы вездеход мог плыть вперед, в том числе против не сильного течения, а рулить можно отключением одной из гусениц, когда вторая продолжает крутиться; не обойтись и без уязвимого места — высокой парусности машины. Даже небольшой ветер сильно сносит её и этому нечем противостоять. Поэтому наша переправа попахивала авантюрой: если бы там оказалось глубоко, то, возможно, течение и боковой ветер быстро развернули бы нас прямиком в море и вытолкали в открытый простор сильной струёй. Потом молодой водолаз бы писал в своём рассказе, что крайне странно, когда могучий вездеход, созданный для подвигов на земле, нашел свой конец на дне моря на радость моллюскам и аквалангистам…

Вездеход доставил нас к подножию скал и за последующие несколько часов мы обошли «базар» снизу и сверху.

 

chukotka-exp-62

 

Под ним всё еще лежал толстый слой снега, неумолимо подмываемый волнами, поэтому большие куски снежного пласта постоянно отламывались и тихо окунались в море. Ходить по краю хотелось, но было опасно.

 

chukotka-exp-78

 

 

 

 

chukotka-exp-63

 

 

 

 

chukotka-exp-72

 

Местами снег не был слежавшимся у поверхности и ноги проваливались в него по пояс, но это всё ерунда, потому что сам базар был потрясающе захватывающим зрелищем. Хотя он и являлся небольшим по общепринятым меркам, да и птиц из-за поздней весны на него прилетело еще немного для этого месяца, он всё равно был невероятно впечатляющим.

 

chukotka-exp-64

 

 

 

 

chukotka-exp-66

 

 

 

 

chukotka-exp-67

 

В своей кульминации скалы на десятки метров вздымались над нами, поросшие зеленым мхом; ручейки текли прямо с самого верха и брызгали каплями в лицо, небольшими водопадами разбиваясь о каменные выступы; озабоченные птицы высовывали отовсюду причудливые головы и таращились на пришельцев, а их кормильцы то и дело возвращались к гнёздам с рыбой. Защищенность скал и обилие пищи прямо под гнездом заставили их всех гнездиться рядом, нисколько не стесняясь невероятной плотности заселения и близкого соседства с другими видами.

 

chukotka-exp-69

 

 

 

 

chukotka-exp-70

 

 

 

 

chukotka-exp-68

 

Кое-где снег был вовсе не виден под грудами обсыпавшихся камней — большое количество снега, потепление и хрупкие породы приводят к осыпям весной.

Мы все яростно фотографировали: англичане снимали новых птиц, я снимал англичан, снимающих птиц, а Володя обрабатывал местность съёмками со штатива.

 

chukotka-exp-65

 

Когда базар кончился, мы забрались по каменной осыпи наверх и отправились в обратную сторону осматривать гнёзда с нового ракурса.

 

chukotka-exp-73

 

 

 

 

chukotka-exp-75

 

Самым отчаянным оказался Дэйв, который работает монтажником высотником и совершенно не боится высоты. Он по-всякому выглядывал с краёв скал вниз, делая фотографии гнёзд и осматривая кладки.

 

chukotka-exp-76

 

 

 

 

chukotka-exp-74

 

 

 

 

chukotka-exp-77

 

Забавно было наблюдать, как англичане выгоняли чайку с гнезда, чтобы посчитать кладку, а она их не боялась и не улетала, сидя несколькими метрами ниже на скале.

 

chukotka-exp-80

 

Оттуда открывался завораживающий вид на вечернее море, покрытое небольшим волнением и парящих над ним птиц; было хорошо видно, как отваливаются новые ломти снега, пуская большие волны, а потом дрейфуют айсбергами прочь.

 

chukotka-exp-79

 

На поверхности воды раздался громкий выдох и кит выбросил струю воды в воздух, неторопливо исчезая в глубине. В такое место хочется уметь телепортироваться и просиживать вечера после утомительных городских будней и загражденного многоэтажками горизонта.

 

chukotka-exp-81

 

 

 

 

chukotka-exp-82

 

Солнце близилось к закату, Стас ждал нас у вездехода. Через полчаса мы разожжём костёр и приготовим вкусный ужин. Жизнь прекрасна. Так думал я тогда.

На подъезде к переправе мы увидели пару медведей, обгладывающих несчастные китовые кости. Стас по старым следам въехал в воду в том же месте. Льдин на воде стало больше и почему-то они появились прямо на нашем пути.

 

chukotka-exp-83

 

Вездеход бодро нырнул в яму, схватился за дно и вгрызся в льдины, сминая их под собой.

 

chukotka-exp-84

 

Через несколько метров он остановился и забуксовал, вздымая черную воду из-под гусениц.

 

chukotka-exp-85

 

Мы дружно посмеялись над нашим положением, фотографируя медведей в десятках метрах на берегу от нас.

 

chukotka-exp-87

 

 

 

 

chukotka-exp-86

 

Когда стало понятно, что вперед мы протолкнуться не сможем, Стас сдал назад. Но позади уже оказалась здоровенная льдина. Её подвинуло течением, плотно зажав вездеход среди льдин. Увы, мы были не на «Фраме» и такое положение дел стало угрожающе-непредвиденным происшествием. Мягкое дно быстро поддалось гусеницам и вездеход сел на брюхо. Стало не смешно.

Ледяная вода начала через щели заливаться в кабину и моторный отсек, причем так, что помпа не успевала её откачивать. Стало не по себе. Мы забегали по вездеходу, как муравьи на горящем муравейнике. Коварная ледяная ловушка захлопнулась за вездеходом, медведи бросили грызть скелет и с любопытством направились к кромке воды.

За то время, что мы провели на птичьем базаре, вода в реке немного поднялась и крупные толстые льдины снялись с берегов, а потом сели на мель в том месте, где мы свободно проехали днём. Вездеход сокрушил первые из них, но нас быстро зажали другие- течение так сильно их толкало, что едва мы успевали разбить одну льдину ломом и веслами, как сразу же заталкивало следующую. Помощи ждать было неоткуда, мы выбились из сил, тщетно пытаясь прорубить путь к отступлению. Кабина затапливалась водой, моторный отсек тоже. Теперь уже даже Стас занервничал, осознавая нашу тщетность всех усилий. Медведи еще заинтересованней смотрели на катастрофу с берега.

Мы с Володей отчаянно кололи лёд, чтобы хоть что-то делать… Если двигатель глотнёт воды, то заглохнет и уже не заведётся, нам придётся вызывать на помощь другой вездеход, который придёт только на следующий день и на буксире вытащит наш на берег, потом ещё ремонт движка… в общем потеряем кучу времени и сил, простаивая. Вода зальёт еще и кунг со всеми нашими вещами и едой, и только разве что у нас есть лодка, на которой можно выплыть на берег самим. Положение было скверное, мы ничего не могли сделать, чтобы выбраться.

Тогда Стас схватился за бревно. Цепляя его в мутной воде на ощупь к гусеницам, мы конвульсивно дергались вместе с машиной, так и не выбираясь из ледяного плена. Вода уже накрыла бензобаки, наполнила кабину, Стас стоял в ней по пояс мокрый, периодически выскакивая, чтобы помогать нам отцеплять бревно спереди, переносить его назад и снова цеплять. Он меньше всех жалел себя, промокая насквозь при этих операциях. А заглядывая в моторный отсек, он неистово матерился. Всё было кончено. Медведи, наверное, уже блаженно улыбались, урча пустыми брюхами. Но останавливаться, пока работал двигатель было нельзя, а работать он мог уже свои последние минуты. Когда в очередной раз бревно увлекло под воду, вездеход вдруг резко поймал опору и толкнул колотый лёд позади себя. Вся ярость отчаянного экипажа обрушилась на него ударами лома и вёсел! Каким-то невероятным чудом, пока одни отцепляли бревно, а другие удерживали натиск льда, вездеход смог выбраться из своей колеи, снял брюхо с мели и медленно выплыл на берег. Медведи огорченно развернулись и пошли догрызать кости.

С вездехода текло, как с мокрого пса. На всех выступах лежал крошёный лёд. Стас открыл все сливные отверстия и дал воде стекать.

 

chukotka-exp-89

 

 

 

 

chukotka-exp-88

 

Стояли сумерки, все замерзли, а вездеходу нужно было дать просушиться несколько часов, прежде чем снова пытаться преодолеть реку, поэтому мы развели костёр и перекусили водкой с закусками. Это заметно скрасило холодную ветреную ночь.

 

chukotka-exp-90

 

 

 

 

chukotka-exp-91

 

(На фото выше Энди и Дэйв греются у костра, укрываясь при этом от ветра за бортом вездехода, а позади за рекой медведь обыскивает берег в поисках ужина)

В один момент мы заговорили про фильм «Левиафан» и Стас сказал, что его этот фильм никак не тронул, потому что в нём показана самая обычная жизнь людей. Тогда я понял, что это действительно потрясающее кино. И что оно имеет наибольшее влияние на тех, кто такой «обычной жизни» не видел…

К скелету пришёл новый медведь и с боем прогнал старых. Всходило солнце. Ветер немого стих, а вода ушла, льдины увлекло в море и мы смогли легко переправиться.

 

***

chukotka-exp-92

 

Вечером Стас сходил к балкам поодаль и договорился со знакомыми рыбаками на моторке, что они помогут нам совершить самое сложное и опасное форсирование широкой реки на всём пути.

 

chukotka-exp-101

 

 

 

 

chukotka-exp-93

 

 

 

 

chukotka-exp-102

 

 

 

 

chukotka-exp-103

 

 

 

 

chukotka-exp-105

 

Все спали, когда ранним утром со словами «Мир вашему дому» один из рыбаков резко вошёл в наш банный кубрик, Володя от неожиданности резко перевернулся, чтобы посмотреть и упал с лавки на пол, оспорив первенство Дэйва в этом непростом занятии. Мы слишком были готовы к появлению медведя, чтобы спокойно реагировать на подобные визиты.

Накануне было жарко, а я провёл день в лагере, вываривая свой китовый сувенир в кипятке и занимаясь хозяйством, опрометчиво раздевшись по пояс. Естественно я сгорел. Как гласит чукотская мудрость: «не бойся ветерка осеннего, а бойся солнышка весеннего». Путь к переправе я провёл в коматозе и лихорадке; мои товарищи тоже были не в лучшей форме, ведь спать пришлось лишь несколько часов. Зато стоило только вездеходу вспугнуть редкую птицу с гнезда, как все моментально ожили и разбежались по полю искать её. Увы, это была обычная птица, похожая на необычную и она сразу же перестала вызывать у всех интерес.

В определенном месте нас поджидала лодка с тремя рыбаками, они помогли Стасу подготовить вездеход к переправе, погрузили всех нас в нашу надувную лодку и начали буксировать своей моторкой на противоположный берег. К моему удивлению, у одного из рыбаков была крутая связка зеркального аппарата с объективом. Когда мы были на середине, Стас почему-то начал переправляться самостоятельно, хотя мне казалось, что он должен дождаться мотора.

chukotka-exp-107

 

Вездеход поплыл хорошо, пока не достиг фарватера и течение не стало слишком сильно сносить его, а потом и вовсе разворачивать вокруг оси. Нервничал даже один из опытных рыбаков, наблюдавший с нами за переправой, а двое других помчались ему навстречу на моторе, едва довезли резиновую лодку до берега. Мы наблюдали, затаив дыхание, не только потому что у вездехода могла слететь гусеница в воде, например, и он бы вряд ли выбрался уже на сушу, но и оттого, что в кунге были все наши вещи, кроме фототехники и документов. Это создавало особый шарм сопереживания. Вездеход так низко сидел в воде, что, казалось, он тонет; из трубы извергались клубы черного дыма от перегазовки, а корпус то и дело разворачивало течением, унося в сторону моря. В такие моменты моторка подскакивала сзади и толкала, выполняла роль руля, направляя нос техники по нужному курсу.

chukotka-exp-108

 

 

 

 

chukotka-exp-109

 

Спустя несколько минут борьбы всё было кончено и вездеход блистал на нашем берегу. На сердце отлегло.

 

chukotka-exp-110

 

 

 

 

chukotka-exp-111

 

 

 

 

chukotka-exp-112

 

Дальше мы переплыли еще одну преграду с помощью моторки, поблагодарили рыбаков и покатились по условно узкой (сотни метров шириной), но безусловно длинной (40км с одним перешейком посередине, ведущим к материку) косе. Отвлёкшись на волнительные события, я, к счастью, забыл про отвратительное состояние в котором находился утром.

 

chukotka-exp-113

 

Коса практически сплошь поросла коричневым и плотным ковром шикши, а концов её было не разглядеть. Снега зимой выпало больше обычного, а тепло весной пришло очень поздно, поэтому невиданно для этих мест поднялась вода и основательно затопила косу, сузив и так не широкий клочок суши. Из-за этой же поздней весны растения всё еще пребывали в своём буром сне, хотя стояла середина июня. А ведь в августе-сентябре уже возможны первые снегопады и похолодания.

 

chukotka-exp-114

 

 

 

 

chukotka-exp-115

 

Из-за того, что на косе нет высокой растительности, а вездеход громко лязгает и рычит, прокладывая себе путь, всех птиц, вылетающих в ужасе со своих гнёзд при приближении техники, довольно легко заметить. Выглядит этот так: трое человек сидят на вездеходе, включив особое периферически-сосредоточенное зрение, которое помогает заметить даже небольшое движение в поле всего зрения, а не только прямо там, куда смотришь(нужно потренироваться, чтобы приучить себя смотреть таким образом). При этом водитель и пассажир почти ничего не видят вокруг себя в силу низкой посадки и ограниченного кабиной угла зрения. Трое ждут, пока какая-нибудь птица вспорхнёт и сразу же стараются запомнить место, откуда она вылетела — там должно быть гнездо. Но вездеход продолжает катиться и крайне сложно в абсолютно монотонной местности запомнить одну её точку, к тому же улетающую птицу нужно идентифицировать, чтобы понять нужно ли вообще идти искать её гнездо, а главное орудие — бинокль, его невозможно использовать из-за тряски при езде.

 

chukotka-exp-116

 

 

 

 

chukotka-exp-117

 

Допустим, мы увидели взлетевшую с земли птицу и именно этот вид представляет интерес (а по первой англичанам была интересна каждая увиденная птица, даже если это один и тот же вид пятый раз подряд), тогда по разработанной системе я перескакивал к кабине и сильно стучал два раза по люку водителя — это значило «СТОЙ». Стучал, потому что даже с открытым люком докричаться можно только в упор с полуметра — так лихо шумит вездеход во время работы. После остановки экипаж спрыгивает на землю и разбредается по району обнаружения птицы в поисках гнезда.

 

chukotka-exp-118

 

Я несколько раз наступал в каких-то сантиметрах от гнезда, не замечая его, хотя внимательно всматривался под ноги. Приходилось быть максимально аккуратным и осторожным во время поисков. Маскировка яиц даже в открыто расположенных гнёздах просто потрясающая! Конечно, на фотографии это легче в силу ограниченного пространства, но попробуйте найти запечатлённое гнездо с яйцами сами на снимке окружающей территории:

chukotka-exp-119

chukotka-exp-120

 

Когда гнездо обнаружено, нашедший маячит остальным; каждый осматривает кладку, припав на колени, ощупывает теплые яички и обязательно делает фотографию, ведь всё играет роль: и цвет и количество крапинок, и форма — всё сравнивается с типичным яйцом этого вида и анализируется. Потом орнитолог оставляет запись в дневнике, описывая условия и особенности находки и все возвращаются к вездеходу, обсуждая детали.

 

chukotka-exp-122

 

Тем временем, бедная испуганная птица, которая готова к тому, что её яйца сейчас сожрут непонятные существа, делает всё для спасения потомства: крупные (относительно) хищники и падальщики, типа чаек, — они имитируют нападение, пикируя прямо на человека(зверя), но проносятся рядом с головой, боясь или не желая по-настоящему атаковать(хотя и такое случается). Скажу откровенно, когда белый визжащий снаряд несётся тебе в голову и лишь в последнее мгновение отворачивает в сторону, становится не по себе, даже если знаешь, что это просто запугивание и настойчивое требование родителей отойти от их детей. А когда таких снарядов — целая колония в небе?.. Словно штурмовики, заходят они звеном на круг атаки и пикируют, пикируют.

Птицы помельче берут хитростью: они притворяются раненными и неспособными улететь: жалобно крича, симулируют сломанное крыло, волоча его за собой по земле или падают на бок и бьются в агонии, чтобы хищник предпочёл их вместо разорения кладки. В дикой природе хищники действительно покупаются на эти представления и переключают внимание на птицу, а она сначала уводит их в сторону, как-бы спасаясь из последних сил, а когда так и не обнаруженная кладка уже далеко, легко взмывают в воздух у самого носа зверя и исчезают из вида. Природа потрясает своими изобретениями! Если вы прочитаете любую научно-популярную книгу о любых птицах или животных, вас поразит, какие умные решения вложила природа в своих созданий на уровне рефлексов, какие спектакли и драмы творятся в их мире, сколько опыта запрограммировано в тактике выживания и охоты!

Любопытно, что чайка у местных охотников шутливо зовется «две котлеты», потому из двух половинок грудины только и хватит на упомянутое блюдо, а больше есть в ней нечего. А еще они пользуются самой совершенной классификацией живых существ, которую я когда-либо встречал! Она крайне незамысловата и состоит всего из двух видов: вкусные и невкусные.

Даже если с животными и птицами взаимодействуют люди действительно умные, понимающие баланс жизни в природе и последствия своих поступков, это всё равно не проходит без последствий. Например, экспедиция на вездеходе, который мало, но всё же давит гусками растения и живых существ без разбора и умысла, просто потому что это плата за возможность сделать нечто важное для природы и науки. Разумеется, жертвы относительно ничтожны и вреда природе в полном смысле вездеход не наносит.

 

chukotka-exp-121

 

Или другой пример не очевидного воздействия от простого факта присутствия: птицы очень умело маскируют свои гнёзда, их часто не видно даже в упор с высоты своего роста, а хищникам в воздухе, даже с отменным зрением и подавно не отличить пёстрое яйцо от камешка на земле. Но зато они наблюдают за людьми и запоминают места, в которых проявлялась активность, а потом наведываются с проверкой. Так можно легко, хотя и неосознанно, показать ворону гнездо другой птицы и тем самым подарить ему обед или оставить своим запахом словно ниточку, ведущую любую голодную собаку прямо к неоперившемуся десерту. Последействия поступков людей часто идут гораздо дальше очевидных вещей и часто они разрушают натуральный баланс вещей в природе. Поэтому орнитологи готовы жертвовать своими интересами и временем, чтобы не подвергать риску птиц или их гнёзда.

Однажды в промозглый ветреный день мы нашли гнездо воронов на заброшенной вышке и лазали к нему по очереди с некоторым интервалом, чтобы самка могла в перерывах между нашими визитами садится на гнездо и не давать яйцам остывать, иначе они переохладятся и жизнь в них прекратится.

В случаях, когда гнёзда спрятаны в траве, орнитологи всегда поправляют за собой примятую растительность и отогнутые ветки, чтобы не рассекретить птичьего жилища перед хищниками. Всё имеет последствия и на Чукотке о последствиях думаешь гораздо чаще, особенно знакомясь с проблемами этого богатого и дикого края.

Порой вездеход останавливался и члены экспедиции расходятся в разные стороны, чтобы изучить прилегающие территории. По возвращению каждый рассказывает кого видел и что нашёл, какие наблюдения сделал. Это чем-то напоминает работу разведки, докладывающей после очередного рейда обстановку товарищам.

 

chukotka-exp-124

 

 

 

 

chukotka-exp-123

 

Позже, поняв, что без всяких примет на местности почти невозможно запоминать области вылета птиц с гнёзд, мы придумали бросать бутылку с вездехода, отмечая место. Конечно, бросали не в саму птицу или гнездо, а просто в их сторону. Ведь пока птичка вылетела, её заметили и опознали, сказали мне тормозить Стаса, я прыгнул к люку и водитель услышал мои стуки, а потом плавно затормозил, могло пройти относительно много времени. Нам же нужно было лишь вернуться к бутылке и помнить на сколько далеко в сторону было гнездо.

Порой птицы вылетали из шикши, а гнезда там не было, но чтобы в этом убедиться, приходилось обшарить каждый квадратный метр местности. В этом было что-то от игрового квеста, целью которого является поиск чего-то маленького в чём-то большом по некоторым наводкам…

Несколько раз я был свидетелем настоящих дуэлей. Расскажу на примере самого первого случая. Наиболее терпеливым, неотступным и усидчивым членом группы был Дэйв. Как-то раз он приметил вспорхнувшую птицу и, как ответственный за выбрасывание бутылки, молниеносно совершил нужное действие, обозначив область гнезда. Мы спешились и обшарили район, ничего не обнаружив. Но ребятам уж очень хотелось всё-таки найти эту кладку, поэтому мы немного проехали вперед и остановились, зная, что на дистанции птица успокоится и прибежит или прилетит на своё гнездышко. Сперва мы все втроём наблюдали в бинокль, ожидая возвращения птицы; первым осточертела эта скука мне. Я еще не говорил, что временами фотограф готов убить орнитолога? За то, что последний может отойти на пять метров от хостела и полчаса наблюдать за какой-нибудь птахой в луже. А фотографу нужно ходить, нужно всё осмотреть, исследовать.. В общем, несовместимые тактики разведчика и снайпера. Но это только иногда. Обычно каждый находит для себя что-то интересное в одинаковых условиях.

Тогда же палило полуденное солнце, вид часами не менялся даже во время езды, не то что стояния… Дремать и то было скучно. Один Дэйв соревновался с осторожной птицей в выносливости, словно противостояние двух снайперов асов разворачивалось рядом с четырьмя сонными членами экипажа. Птица ждала что мы уедем, чтобы появиться, Дэйв ждал появления птицы, чтобы увидеть куда она сядет, найти гнездо и уехать. В этом вся суть работы орнитолога, это дело явно для уравновешенных и выдержанных людей.

Я слышал разные забавные эпитеты от орнитологов о своих коллегах и один из наиболее понравившихся мне характеризовал их как аутистов. Орнитолог и правда склонен быть одиночкой из-за специфики работы, он действительно мирный снайпер, который должен всё видеть сам, но не дать увидеть себя, чтобы выполнить задачу.

В итоге Дэйв не дождался птицы и мы уехали, но в один из следующих дней мы снова были на этом месте, выслеживая её. Это не дало результата, точнее доказало, что гнезда не было, что тоже результат.

Во время очередной остановки я пошёл к приморской стороне косы. Там всё исхожено медведями и сдобрено мусором.

 

chukotka-exp-126

 

Ведь в мировые воды попадают непостижимые объёмы всякого пластикового и нетонущего хлама, которые потом собираются в целые острова (Большое тихоокеанское мусорное пятно). Небольшие отголоски этого ужаса, прибивающиеся к берегам, выбрасывает волнами на сушу. Бутылки, окурки, крышки, посуда и приборы, упаковка, пакеты, рыболовные сети и верёвки — такой хабар в основном раскидан по берегам и пополняется штормами.

Если поездить по побережью, можно собрать порядочно всякого ценного и полезного добра, от веников и канистр, канатов и сетей, до полных бухт (связок) веревок и совсем неординарных находок, вроде ящиков с консервами, оставшихся на плаву или упаковок с обувью. Просто некоторые вещи смывает с гражданского флота или их случайно роняют, а потом они оказываются на берегах. Больше всего валяется шлёпанцев без пар и поплавков от сетей. Последние бывают разных размеров и материалов: стеклянные, металлические или пластиковые, представляющие собой толстостенный шар (иногда с ушками).

 

chukotka-exp-125

 

Металлические можно сдавать на цветмет, а пластиковым местные нашли любопытное применение: их материал «горит, как порох» и служит идеальной растопкой огня, но расколоть такой шар довольно сложно пока не наступила зима- только на холоде он с легкостью лопается от первого же удара. Такая вот специфика и находчивость народа. Поездка по побережью является своего рода охотой на ценный хабар, ждущий нового хозяина; благодаря этому и берег чище, и людям приятный подарок.

Теперь о самом массовом «мусоре» на берегах. Задумайтесь, мы уехали в дикую тундру, где не растут деревья и нечем жечь костры без всяких запасов древесины, но каждый день едим по нескольку раз, готовя на огне.. откуда горючие материалы? Конечно: несметные кучи брёвен, досок, поленьев, веток, даже деревьев разбросаны по прибрежной линии. Их точно так же вымывает волнами на радость охотникам и путешественникам. Более того, их так много и они так наверняка всегда есть, что не нужно брать с собой уголь или деревяшки для костра вообще — всегда можно насобирать. Их мало только вокруг балков, где постоянно бывают люди.

Несколько лет назад по косе проходил постоянный зимник(дорога по снегу в местах, где в тёплое время топи, вода и вообще не проедешь на обычной машине) от Беринговского к Анадырю. Поэтому тундра местами завалена ржавыми бочками от соляры, которой дозаправлялись в пути и выбрасывали на месте. Я слышал, что раньше их как-то забирали и увозили, но, как видно, не до конца. Даже на уединённой косе тебе что-то постоянно напоминает о людях, причем безрадостно напоминает.

Уткнувшись носом в землю, по другую стороны косы брела медведица. Может быть, это был и медведь, но мне кажется, что это была медведица.

 

chukotka-exp-127

 

Она, должно быть, спокойно искала себе яйца на полдник, но когда услышала нас, рванула в сторону залива и бросилась в воду. В это время года медведи уже пробудились от спячки и обыскивают побережья в поисках выброшенной морем мертвечины, потому что среди сопок еды еще меньше. Они кушают всё, что попадётся под лапу. И так будет до нереста, когда рыба массово пойдёт по рекам и начнётся столь хорошо известная каждому по документальным фильмам и фотографиям медвежья рыбалка на перекатах.

 

chukotka-exp-128

 

К середине дня мы добрались до перешейка, на котором поставили лагерь. Стояла жара под 30 градусов по ощущениям и ни одного облака на небе — лето началось со второй половины июня.

 

chukotka-exp-130

 

Первым делом для лагеря выбирается ровная площадка, чтобы в вездеходе и палатках было комфортно спать, никуда не сползая во сне. Затем организовывается костер и ставятся палатки. У Стаса в вездеходе был полный набор снаряжения для экспедиционной жизни, в составе которого была невероятно удобная и эффективная штука — «турбопечка».

 

chukotka-exp-132

 

Выглядит это устройство как стакан с дверцей снизу, через который закидываются дрова, а всё пламя идёт ровно наверх, отдавая максимум тепла стоящему там котелку. Эта штука спасает кострище от ветра, экономит дрова, делает костёр безопасным и ускоряет процесс приготовленияв общем замечательнейшая вещь для экспедиционной жизни. Благо вездеход позволяет подобного добра брать с собой сколько угодно.

Рыбаки угостили нас свежей рыбой, которую Стас поджарил в муке. Я не буду обожествлять вкусовые качества свежих продуктов, поэтому давайте дальше.

 

chukotka-exp-129

 

 

 

 

chukotka-exp-131

 

Несколько дней мы собирались провести на этом месте, осматривая округу в разных направлениях. Жара и постоянство погоды внесли свой существенный вклад в распорядок дня: мы вставали рано утром, завтракали и отправлялись на обход пока солнце светит, но не печёт; около полудня пекло достигало своего максимума и все возвращались на обед в лагерь. Затем наступала сиеста и вечерний обход, после которого был ужин и сон. Солнце заходило около десяти вечера, а поднималось обратно в течение последующих трех часов. Темно не бывает в летнюю ночь вообще, только сумеречно. Любопытная особенность в том, что солнце очень плавно движется по небу, острым углом закатываясь за горизонт целый час. На югах ведь всё иначе: вечер быстро превращается в ночь, а утро в день. Разве может это не влиять на темперамент и мироощущение людей, живущих под двумя такими разными солнцами? А эти бесконечные дали и умопомрачительные просторы?

 

chukotka-exp-133

 

 

 

 

 

chukotka-exp-134

 

 

 

 

chukotka-exp-141

 

После дня ходьбы и сытного ужина, сидя на вездеходе при закате солнца, с чистейшим воздухом, снежными сопками, айсбергами в море, медведями в полях, косяками птиц над головой и тысячами чаек в приливных волнах, начинаешь понимать, почему люди не уезжают из этих мест. Человек не создан для города размеров мегаполиса, для многоэтажек, кольцевых дорог и пробок… Человек создан в других условиях и чувствует себя собой только в них. Чукотка даёт почувствовать себя человеком. Она покоряет своей величиной, даёт раствориться в природе, а не искать хотя бы жалкое её подобие в пыльных остриженных парках. Дикая и нетронутая, даже несмотря на все следы пребывания человека, Чукотка говорит: «ты ничто», а ты её за это благодаришь.

 

chukotka-exp-135

 

 

 

 

chukotka-exp-136

 

 

 

 

chukotka-exp-140

 

Еще одна интересная особенность Чукотки — она призывает быть немногословным. На столько же немногословным, каким является всякие зверь и птица, издающие звуки лишь по необходимости и веской причине. Может быть, это плод моей больной фантазии, но Стас тоже так считает и почти никто из группы не болтал на протяжении поездки. На Чукотке надо постараться побыть одному, чтобы она ответила. А она способна сказать многое в личной беседе, простое, но забытое.

 

chukotka-exp-138

 

 

 

 

chukotka-exp-139

 

 

 

 

***

chukotka-exp-143

 

Стас натянул тент и уселся на старый позвонок кита, найденный утром у моря. Когда-то его «владелец» бороздил океан и величаво извергал фонтаны соленой воды, а теперь великий Левиафан на одно звено своего хребта стал табуреткой. А моим стулом стал большой желтый поплавок от огромной сети. Созданные для жизни в морях и океанах, они стали обычными подзадниками.

 

***

 

chukotka-exp-144

 

Собираясь на Чукотку, каждый готовился к холоду и влажности, но никак не к зною и палящему солнцу, которые держались почти целую неделю. После пеших маршей можно было выжимать свою одежду вплоть до стелек. Раздеться нельзя — сгоришь, а легкой одежды практически нет.

 

chukotka-exp-145

 

Вообще на Чукотке крайне часто противоречивые, контрастные вещи предстают одновременно вместе или подряд с крайне коротким интервалом. Из вечно затопленных низменностей попадаешь на вечно сухие сопки, дневная жара за пол-часа превращается в ледяной вечер… Воздух днями так разогрет, а видимость так далека, что на горизонте образуются миражи из парящих полос земли и возвышающихся элементов ландшафта.

 

chukotka-exp-175

 

Искажения воздуха вообще стали любопытной деталью многих моих фотографий природы с Чукотки — картинка просто плывёт, как будто смотришь на неё сквозь пламя костра. Особенно приходится туго любителям снимать птиц объективами с серьезным увеличением — столь важное для этих съемок качество, вся эта красота рисунка объектива и его сила, за которые заплачены тысячи долларов — всё плывёт от искажений бурлящего воздуха.

 

***

 

chukotka-exp-153

 

Во время обходов постоянно озираешься по сторонам, чтобы мишка случайно (или не очень) не подошёл слишком близко. А медведей за время этой стоянки мы насчитали около двадцати. Наверное, некоторых мы видели по несколько раз, ведь у них всё поделено на территории между собой и никто не хочет огрести от хозяина территории за пересечение границы, но всё же. Ни разу звери не проявляли к нам агрессии, всегда держались на расстоянии и чаще боязливо отстранялись, нежели продолжали хладнокровно двигаться по заданному курсу. Иногда мишка шёл на нас прямым курсом, просто не замечая (как я писал, зрение у них слабое, а ветер мог уносить наш запах от чуткого носа зверя), тогда нужно было чуть-чуть пошуметь, хлопая в ладоши, стуча фотоаппаратом о камень или прикрикивая, — тогда медведь замирал, всматривался в нашу сторону и, невероятно ловким кошачьим разворотом (будто передние лапы уже бегут в обратном направлении, а задние еще стоят на прежнем месте) удирал восвояси. У Энди был для этого припасён свисток, но никто в группе раньше не пользовался им с такой целью, поэтому родилась шутка, мол, свист может наоборот служить призывом к трапезе для медведя. Из-за этого мы шутливо отходили от Энди, когда он пробовал дуть в свисток при медведях.

 

chukotka-exp-162

 

 

 

chukotka-exp-137

 

Проблема была только одна: медведи кажутся тебе гораздо чаще, чем они есть на самом деле! Злую шутку играют со зрением ржавые бочки, очень похожие по цвету и размерам на тушку мишки. Приходится рассматривать их в бинокль, чтобы не принять за бочку дремлющего медведя и наоборот. А бочки, как видно на фотографиях, щедрыми россыпями украшают все места, где когда-либо пролегали транспортные маршруты.

***

У каждого помимо прочего походного снаряжения с собой были тёплый спальник и палатка, к тому же мы на стадии подготовки были оповещены, что спать можно будет и в вездеходе. Этой возможностью я с радостью пользовался, так ни разу и не поставив палатку за 5 недель. Особенно при том, что жаться не приходилось: Володя и англичане ставили свои палатки всегда, а мы со Стасом ночевали в кунге вездехода. Пора рассказать о последнем.

Оборудовано в нём всё так, что лечь могут четыре человека, и еще поместится часть вещей, которые обычно занимают спальные места. В кунге есть даже вручную установленная печка(с трубой через крышу — всё как положено), как и почти во всех вездеходах на Чукотке — можно спать внутри зимой и выезжать в далёкие рейды на отдых или охоту без всякого риска замерзнуть.

 

chukotka-exp-158

 

Пока условия позволяли, я не спал внутри кунга, а клал пенку со спальником прямо внутрь нашей надувной лодки, привязанной на крыше вездехода и ночевал там. Внутри неё не было страшно медведя, который мог придти ночью в лагерь на разведку, а борта защищали от ветров. Только огромное чистое небо над головой и только глаза не покрыты спальником — как я уже писал, ночью температура сильно падала, опускаясь порой с субъективных дневных +30С (по факту меньше наверняка) до объективных +3-7C ночью, поэтому утепленный спальник-кокон полностью оправдывал вложения. Особенно хорош капюшон: он не только сохраняет голову в тепле, давая дышать свежим воздухом при этом, но и позволяет спрятаться от первых комаров, крупных, медленных и настойчивых, таких размеров, что с ними можно боксировать.

***

Шли дни; мы стояли в том же лагере: исследовали территории, находили гнёзда, иногда пополняли запас пресной воды в бидоне из чистых «луж» и собирали дрова на побережье.

 

 

 

Тундра под нами оживала: бурый смягчился легкими салатовыми вкраплениями, снег остался только в самых затенённых низинах, по морю почти перестали проплывать «айсберги». На каменистом склоне лагеря вспыхнул карликовый вереск, вызвав у меня глубокое умиротворение. Чукотка вообще умиротворяет. Еще бы: аскетичный, величественный пейзаж стал окрашиваться новым цветом — это как первый день новой эпохи, как цветная революция в оттаивающей империи(не преувеличивайте своих ассоциаций!)! Задания были выполнены, пришло время покидать лагерь, ставший за несколько дней таким привычным.

 

chukotka-exp-176

 

 

***

 

chukotka-exp-178

 

Мы выбирались к посёлку, чтобы пополнить запасы горючего и провизии, а потом отправиться в горные территории. Некоторые участки пути были сильно разбиты вездеходами, будто танковая дивизия проехала здесь несколько лет назад. Особенно впечатляли те места, где вездеходы объезжали топкие участки, тем самым прокладывая параллельные борозды на большой площади земли.

 

chukotka-exp-213

 

 

 

chukotka-exp-179

 

 

 

chukotka-exp-180

 

 

 

 

chukotka-exp-181

 

 

Чтобы продолжать путь по известной дороге, нужно было форсировать реку; обычно там мелко в это время года и легко переехать вброд, но не в этом году: течение было слишком сильным, а русло полноводным. Поэтому, учитывая уже известные риски, Стас повёл нас крюком вдоль реки к самой мелкой переправе. Вездеход, покачиваясь, как на волнах, эффектно проламывал высокие заросли кустарника; гибкие ветки, налитые соком, норовили хлестнуть по лицу, а салатовая пыльца пылевым облаком вздымалась вокруг. Всё это происходило на таких огромных кочках, что в попытках пересечь местность человек ноги свернёт, а джип сразу сядет на брюхо… Невозможно было вновь не восхищаться проходимостью!

 

chukotka-exp-182

 

Но даже у столь сильной и универсальной машины есть свои уязвимые места, а ощущение неуязвимости во многом складывается благодаря мастерству вездеходчика, который избегает тех условий, в которых даже танк может не справиться. Ближе к окончанию зарослей, закрывавших водителю всякий обзор, вездеход влетел левой гусеницей в узкий глубокий ручей и сел на брюхо с огромным креном. При этом почти сбросил «наездников» со своей крыши и сорвал одну гусеницу, когда сползал в канаву.

 

chukotka-exp-184

 

 

 

 

chukotka-exp-183

 

Стас просто не видел перед собой опасности из-за плотных кустов, а будь мы на метр дальше в любую сторону — миновало бы. Чего вездеход боится, так это сесть на брюхо; Стас, как опытный водитель, не допустил бы такого инцидента, но несколько маловероятных факторов сошлись вместе и мы оказались в очень серьезной ловушке. Вездеход не мог выбраться на одной уцелевшей гусенице, потому что всем весом сел на днище и она просто прокручивалась в воде. Необходимо было проявить всю глубину знаний о поведении и устройстве вездехода, чтобы спасти наше время и его механизмы.

 

chukotka-exp-185

 

Сперва мы откапывали одну сторону, точнее крошили мерзлую землю, чтобы попытаться одеть гусеницу обратно — безрезультатно; потом пытались вылезти из канавы, обхватывая кусты тросом и привязывая к вездеходу (что-то вроде лебедки получалось), но тросы рвались… В общем, пришлось попотеть, прежде чем вездеход выбрался на свободу. А потом еще разбивать гусеницу на составные части и перетаскивать их к вездеходу, чтобы собрать вместе и надеть обратно. Несколько часов ушло у нас на высвобождение машины и одевание гусеницы. Из-за этого мы выбились из графика и не успевали в Беринговский к вечеру.

 

chukotka-exp-188

 

 

 

chukotka-exp-189

 

 

 

 

chukotka-exp-186

 

На одной из переправ, как только мы выехали на каменистое мелководье с глубины, сразу же сорвало гусеницу — случись это на пару метров раньше и мы бы влипли, потеряв ход на сильном течении.

 

chukotka-exp-190

 

На другой переправе у села Алькатваам нам пришлось дожидаться уже знакомых рыбаков на моторке, чтобы они вновь помогли форсировать быстротечную реку.

 

 

 

 

Казалось бы, остался час езды до возвращения, все переправы позади, как и опасности, но нет. Пока мы плыли, вездеход набрал воды, а включить помпу для её выкачивания Стас забыл, всё-таки он целый день вёл вездеход к тому времени, а это в разы напряженнее езды на автомобиле по дороге. Всё работало исправно, пока мы забирались вверх по склону, но когда начался затяжной спуск в черте посёлка, вода перелилась в носовую часть и залила диски сцепления. То, что вездеход перестал поворачивать, было бы не такой страшной опасностью, как то, что этот же механизм отвечал и за торможение. Вездеход неуправляемо и без тормозов покатился с уклона, съезжая с дороги в обочину. Пока в кабине Стас ошалело пытался понять что случилось, мы втроём наверху выбирали момент для выпрыгивания, ведь совсем рядом был обрыв и столбы с проводами под напряжением, на которые мы неслись с ускорением. Благодаря невероятному везению, мы никуда не упали и не сбили опоры ЛЭП, промчавшись между ними. Заросли и большие кочки вместе с окончанием уклона быстро нас остановили.

 

chukotka-exp-204

 

Это чудесное спасение стало хитом нашей поездки, наравне с падением Дэйва в воду. Ночью мы добрались до балка Стаса, о котором рассказывалось в первой части и заночевали там.

 

chukotka-exp-207

 

 

 

 

chukotka-exp-205

 

 

 

 

chukotka-exp-208

 

 

 

 

chukotka-exp-206

 

 

 

 

chukotka-exp-209

 

 

 

Спустя несколько дней группа выдвинулась в сторону гор.

 

Вверх!Вверх!